Коллектив материаловедов ВИАМ, МГТУ им. Баумана и ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» создал технологию армирования льда, которая в 6 раз повышает его прочность и в 15 раз - гибкость. Она была представлена на научной конференции по новым материалам и технологиям для освоения Арктики, которая в конце сентября прошла в Томском государственном университете (ТГУ).
«Одним из оптимальных вариантов возведения объектов в Арктике является использование природных материалов, поскольку всё остальное туда приходится завозить. Таким природным материалом является лёд. Само по себе строительство из него не ново, однако при многих плюсах у льда есть явный минус — высокая хрупкость. Мы решили попробовать решить эту проблему за счёт армирующих компонентов» - говорит советник генерального директора ВИАМ, научный руководитель лаборатории «Полифункциональные химические материалы» ТГУ, академик РАН Вячеслав Бузник
По сообщению пресс-службы ТГУ, для начала учёные опробовали ткань из волокнистых нитей, пропитанную эпоксидной смолой. Этот композиционный материал служит для повышения прочности крыльев самолетов. Затем исследователи протестировали еще около 600 различных образцов (нити, сетки и т.д.) и подобрали оптимальные составы для армирования льда. На данный момент отработана технология закладки элементов и температурный режим намораживания слоёв, которые позволяют получать материал с хорошей пластичностью. Образцы можно согнуть под углом до 120 градусов, при этом армированный лёд выдерживает нагрузку в шесть раз большую, чем обычный. Сейчас ученые работают над изготовлением и исследованием образцов большей площади.
«Область применения этого материала довольно широкая — от строительства причалов для разгрузки и взлётно-посадочных полос до площадок в море, которые необходимы при освоении шельфовых месторождений. Более того, можно возводить и ледовые острова для установки на них разведочных буровых. Думаю, что это дело не такого уж далёкого будущего. Что касается материалов для изготовления — арматуру придется завозить, а воду можно брать из пресных источников, например, из рек в районе Сабетты, поскольку с морской водой работать архисложно» - рассказывает Вячеслав Бузник.
Наряду с новым подходом для армирования льда, на научной конференции в ТГУ были представлены новые технологии для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, переработки арктической руды, новые морозостойкие материалы и другие разработки, необходимые для добычи природных ресурсов в сложных климатических условиях.
«Арктика — это территория, где сходятся интересы не только полярных государств, но и других стран, включая Китай, поскольку здесь сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов, меди, никеля, олова. С учётом того, что запасы природных ресурсов истощаются, очевидно, что интересы арктических государств будут сосредоточены в этой зоне. Эффективно осваивать Арктику без современных приборов, устройств, технологий невозможно. Страны-конкуренты активно работают в этом направлении, и отставать от них ни в коем случае нельзя» - убежден советник ректората ТГУ по науке Иван Ивонин.
«Одним из оптимальных вариантов возведения объектов в Арктике является использование природных материалов, поскольку всё остальное туда приходится завозить. Таким природным материалом является лёд. Само по себе строительство из него не ново, однако при многих плюсах у льда есть явный минус — высокая хрупкость. Мы решили попробовать решить эту проблему за счёт армирующих компонентов» - говорит советник генерального директора ВИАМ, научный руководитель лаборатории «Полифункциональные химические материалы» ТГУ, академик РАН Вячеслав Бузник
По сообщению пресс-службы ТГУ, для начала учёные опробовали ткань из волокнистых нитей, пропитанную эпоксидной смолой. Этот композиционный материал служит для повышения прочности крыльев самолетов. Затем исследователи протестировали еще около 600 различных образцов (нити, сетки и т.д.) и подобрали оптимальные составы для армирования льда. На данный момент отработана технология закладки элементов и температурный режим намораживания слоёв, которые позволяют получать материал с хорошей пластичностью. Образцы можно согнуть под углом до 120 градусов, при этом армированный лёд выдерживает нагрузку в шесть раз большую, чем обычный. Сейчас ученые работают над изготовлением и исследованием образцов большей площади.
«Область применения этого материала довольно широкая — от строительства причалов для разгрузки и взлётно-посадочных полос до площадок в море, которые необходимы при освоении шельфовых месторождений. Более того, можно возводить и ледовые острова для установки на них разведочных буровых. Думаю, что это дело не такого уж далёкого будущего. Что касается материалов для изготовления — арматуру придется завозить, а воду можно брать из пресных источников, например, из рек в районе Сабетты, поскольку с морской водой работать архисложно» - рассказывает Вячеслав Бузник.
Наряду с новым подходом для армирования льда, на научной конференции в ТГУ были представлены новые технологии для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, переработки арктической руды, новые морозостойкие материалы и другие разработки, необходимые для добычи природных ресурсов в сложных климатических условиях.
«Арктика — это территория, где сходятся интересы не только полярных государств, но и других стран, включая Китай, поскольку здесь сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов, меди, никеля, олова. С учётом того, что запасы природных ресурсов истощаются, очевидно, что интересы арктических государств будут сосредоточены в этой зоне. Эффективно осваивать Арктику без современных приборов, устройств, технологий невозможно. Страны-конкуренты активно работают в этом направлении, и отставать от них ни в коем случае нельзя» - убежден советник ректората ТГУ по науке Иван Ивонин.
ИА «Арктика-Инфо»
Фото Вадим Пономарев
Нет комментариев. Будьте первым!