«Новые уровни кооперации бизнеса и северян помогут находить инвестиции на местах…»

«Новые уровни кооперации бизнеса и северян помогут находить инвестиции на местах…»

Проектный офис развития Арктики поддерживает своими грантами теоретические разработки и подготовку реальных проектов за Полярным кругом. «Арктика-инфо» рассказывала о «зеленых» моделях финансирования, а сегодня эксперты обсуждают еще одну модель – проектное финансирование в Арктике. «ПОРА» поддержала исследование группы экономистов «Развитие сегмента небанковского финансирования арктических проектов на примере Ямало-Ненецкого автономного округа».
Рассматривая специфику инвестиционного климата в АЗ РФ, авторы исследования выделили две группы российских арктических регионов: европейские, обладающие невысоким ресурсным потенциалом, но выгодным для развития транспортного сообщения и экономической интеграции со странами Скандинавии территориальным расположением и восточные, преимуществом которых являются колоссальные запасы природных ресурсов, а основным недостатком, напротив, – недостаточная развитость внутренней и внешней транспортной инфраструктуры.
Поэтому приоритетными направлениями работы по улучшению инвестиционного климата в АЗ РФ должны стать:
- поиск путей снижения экологических рисков при реализации промышленных проектов в Арктике;
- осуществление мер по увеличению привлекательности инфраструктурных проектов для инвесторов, в т.ч. иностранных;
- реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития кооперативного движения и СРО.
По данным исследования, ЯНАО – лидер АЗ РФ по привлечению инвестиций, поэтому выбран, как регион с самым большим опытом в этой сфере. К конкурентным преимуществам ЯНАО относятся: высокая платежеспособность внутреннего спроса; высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах; высокое качество человеческого капитала; наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности; стабильная политическая обстановка; низкий уровень социальной конфликтности населения. К слабым сторонам ЯНАО относятся: слабо развитая транспортная инфраструктура, высокая стоимость электроэнергии, высокий уровень государственного участия в экономике, недостаточно развитая конкурентная среда, моноотраслевая структура экономики. Согласно данным «Эксперт РА», наиболее высоким потенциалом Ямал обладает по показателям «природные ресурсы» и «производственный потенциал».
Ввиду сложности получения кредитов значительным потенциалом для крупных региональных предприятий являются возможности рынка ценных бумаг, в частности, размещение корпоративных облигационных займов путем первичного публичного размещения (IPO) или размещения по закрытой подписке среди институциональных инвесторов. Возможно, также, размещение акций, например, на площадке РИИ Мосбиржи.
Другим перспективным рынком для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику ЯНАО, особенно в сектор МСП, представляются свободные средства населения. Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население округа при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Средняя заработная плата на Ямале на протяжении многих лет остаётся одной из самых высоких в России и при падающей доходности банковских депозитов многие жители Ямала всё активнее ищут новые возможности.
Основная задача небанковского сегмента при работе со средствами населения, особенно с «неквалифицированными инвесторами» в понимании ЦБ РФ – это не только обеспечение доходности инвестиций выше средней ставки по депозиту в коммерческом банке, но и обеспечение сохранности вложенных средств. Оба этих требования возможно обеспечить за счет грамотной инвестиционной политики, включающее диверсификацию инвестиций. Не углубляясь в деятельность ОПИФов, специализирующихся на публичных ценных бумагах, заметим, что ЗПИФы, специализирующиеся на прямых инвестициях, при государственной и региональной поддержке их дальнейшего развития, могут показать весьма достойные результаты. ЗПИФы под управлением УК должны стать основной платформой для привлечения финансирования в среднемасштабные проекты, ориентировочно от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. Во всех развитых странах, особенно в США, они получили широкое развитие, финансируя и более масштабные сделки. Создаваемые под управлением УК ЗПИФы венчурного капитала смогут финансировать высокотехнологичные проекты, а ЗПИФ недвижимости смогут способствовать ре-девелопменту предприятий-супергигантов советских времен, отделяя недвижимость от операционного бизнеса и превращая первую в арендный бизнес, понятный большинству российских инвесторов.

Облигации и ГЧП
Осенью прошлого года правительство Округа с успехом разместило пятилетние облигации на сумму 1 миллиард рублей. Доходность – 9,25% – ощутимо выше банковских депозитов, что в сочетании с надежностью эмитента обеспечило высокий спрос на ценные бумаги. Облигации были раскуплены за один день, при этом спрос в полтора раза превысил предложение. Также важный плюс: эта ставка зафиксирована, а депозитная доходность имеет тенденцию к снижению.
Основной спрос был обеспечен физическими лицами, проживающими, в том числе, на Ямале и в соседних регионах. По оценкам специалистов, емкость спроса измеряется еще многими миллиардами рублей.
Такой механизм инвестирования позволяет с низким уровнем риска вовлечь граждан в реализацию стратегически важных промышленных и инфраструктурных проектов. Проекты «Второй волны освоения Ямала», включая Северный широтный ход вкупе со строительством ветки «Бованенково - Сабетта» и серию сопутствующих среднемасштабных строек можно частично финансировать с помощью новых облигационных выпусков.
Еще один, пока не очень активно используемый инструмент – Государственно-частное партнерство (ГЧП). В настоящее время разрабатывается механизм «усовершенствованного» ГЧП – инфраструктурной ипотеки, которая позволит реализовывать крупные проекты с привлечением будущих пользователей проекта и частных инвесторов.
В Арктическую зону РФ входит 9 регионов, включая несколько районов Республики Карелия. В настоящее время в Арктике планируется развивать проектный подход и переход от отраслевого развития к территориальному. Именно поэтому в основе развития территорий лежит создание опорных зон развития и минерально-сырьевых центров (МСЦ). Минерально-сырьевые центры являются пространственным инструментом развития, который представляет собой объединение разведанных источников добычи.
В Арктике уже действуют или создаются более 50 МСЦ, как для углеводородов, так и для других полезных ископаемых. Опорные зоны развития будут обеспечивать центры инфраструктурой. Их создание и развитие требует больших затрат, поэтому выходом является государственно-частное партнерство, а в частности использование новых механизмов финансирования (инфраструктурная ипотека, специальные инвестиционные контракты и др.).
Также, проекты от 1 млн. до 100 млн. руб. могут взять на себя МФО и краудсорсинговые площадки. Последние специализируются и на краудфандинге – сборе средств в проекты социальной направленности, включая издательство книг, съемку фильмов и т.п. Основным же видом деятельности для них является Р2Р-кредитование (person-to-person, «кредитование от человека человеку», «общественное кредитование»), объем которого в России в 2018 году достиг 4,3 млрд. руб., а в целом же его потенциал – не менее 40 млрд. руб.

Перспективный формат – кредитные потребительские кооперативы
Особую роль на Ямале в сфере привлечения финансирования в проекты МСП, в т.ч. инициированные КМНС, могут сыграть кредитные потребительские кооперативы (КПК). Остановимся на них подробнее.
КПК – добровольное объединение физических или юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному или иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива – пайщиков.
С 4 августа 2011 года кооперативы обязаны состоять в СРО. На базе СРО создаются компенсационные фонды, средства из которых в случае банкротства кооператива идут на покрытие издержек его пайщиков. Фонд формируется за счет платежей (взносов) членов саморегулируемой организации, части доходов от размещения средств компенсационного фонда и за счет иных не запрещенных законом источников.


перейти к списку