«Я немного недоволен ХХI-ым веком»

«Я немного недоволен ХХI-ым веком»

«Горько слышать: «А кому это надо?». Вот и летаем на таких самолетах, что стыдно, таскаем с собой зарядки для смартфонов, машины загрязняют воздух. И я рад, что есть такие ребята как Илон Маск».

Имя Федора Конюхова известно во всем мире – россиянин совершил семь кругосветных путешествий, 17 раз пересек Атлантику (один раз – на весельной лодке). Также Конюхов – первый представитель РФ, побывавший на семи высочайших вершинах мира. В ближайших планах путешественника – полет на воздушном шаре в стратосферу, беспосадочная кругосветка на самолете с электродвигателем и пересечение Южного океана по опасным широтам. По его словам, делает он это все не от скуки и не в погоне за острыми ощущениями, деньги на свои грандиозные проекты выпрашивать ему не приходится, при этом гонораров за путешествия он не получает – зарабатывает на жизнь сам, причем совсем в другой сфере.

1 | Земной шар весь прекрасен, нет на нем некрасивых уголков. И джунгли, и степи, и болота, и пустыня, и Арктика, и горы – высокие и низкие – везде хорошо. Только вот жаль, что политическая, экономическая, религиозная, военная системы искажают облик Земли. Идут войны… Я вот был два раза в Сомали: в 1993 году и в 2011-м. Это очень красивая страна – когда цветет пустыня, зрелище завораживающее! А помидоры там какие! Я такие ароматные томаты ел только в детстве на Украине. А люди в Сомали какие красивые! А верблюда когда обнимешь – от него пахнет вечностью! И вот в мой второй визит там было сложно, напряженно. Потому что сомалийцев мировое сообщество превратило в каких-то пиратов, бандитов. Это очень печально.   

2 | Взойти на Эверест – это большой риск, как и обойти на яхте вокруг света. Но я отправляюсь в свои путешествия не чтобы рисковать или искать приключения и близко стоять к смерти. Есть совсем другие цели и задачи. Например, я готовлюсь полететь на воздушном шаре в стратосферу, установить новый рекорд – ранее представитель Индии поднимался на 21 км, я планирую на 25 км. И если мне это удастся, первым делом все будут трубить именно о рекорде. Но это совсем не главное. Ученые, которые борются с дырами в озоновом слое, придумали технологию, которая позволяет восстанавливать озоновый слой. Уже все обкатано на земле, в планах – запустить 19 спутников, которые будут создавать молнии в проблемных участках и за счет этого «латать» дыры. Рассчитано, что за 20 лет удастся «починить» большую озоновую дыру над Австралией. И вот я, когда поднимусь в стратосферу, должен буду нажать кнопку на специальном приборе, сделать разряд, потом собрать пробы и привезти их на землю. Это лишний раз привлечет внимание к проблеме, к уже готовой технологии и поможет получить финансирование в проект. Так что когда вы услышите про очередной рекорд Конюхова, знайте: я еще и кнопочку нажал.  

3 | Я всегда говорю: если нет у тебя денег на экспедицию, значит, она никому не нужна. И смысла в ней нет. Мои экспедиции всегда или научные, или спортивные, или рекламные или творческие. Я почти не хожу по людям и не прошу деньги, не доказываю, что это будет выгодно. Просто ставлю цель, начинаю готовиться к экспедиции, постепенно обрастаю контактами и деньги находятся всегда. Сейчас, например, готовлю полет на самолете вокруг света без посадки – на высоте 17 тыс. км за пять дней хочу облететь Земной шар. Днем буду двигаться за счет солнечных батарей, двигатель будет электрическим. Лайнер строит несколько стран, в том числе и наша, сейчас главная задача найти аккумуляторы. И меня поддерживают разработчики – это вписывается в мой проект. Когда все получится, технологию можно будет использовать в других сферах, в частности, сделать аккумуляторы смартфонов более мощными. Вот увидите, через пару лет мы перестанем всюду таскать с собой съемные аккумуляторы, зарядные устройства. То есть мы подталкиваем технологии вперед, и это выгодно всем.

4 | У каждой компании есть рекламный бюджет, и некоторые бизнесмены поняли: тупо баннеры на улицах и ролики по телевизору уже всем надоели, молодежь сейчас другая, к этой аудитории нужен иной подход. Такие компании вкладываются в мои путешествия, им выгодно. Один университет покупал мне лодку, я на ней ходил два года, и ректор потом сказал: «Мы за это время сделали рекламы больше, чем за предыдущие 10 лет». Любопытно было сотрудничать с компанией «Алые паруса» – они тоже покупали мне яхту, за 1,2 млн евро. Я поставил на ней мировые рекорды, ходил через Атлантику, вокруг Антарктиды. Когда мы завершили проект, и нужно было куда-то лодку девать, владелица компании рассудила так: «Мы же когда плакаты рекламные вешаем, по истечении контракта их назад не забираем. Так и лодка – пусть стоит». Она и стояла два года в Англии, потом ее испанцу продали за 300 тыс. евро в рассрочку. По-моему, это правильный подход. Хотя многие пиарщики в крупных компаниях до сих пор думают, что привычные рекламные инструменты эффективнее.   

5 | Я не хочу, чтобы кто-то думал, будто я получаю зарплату за свои путешествия.

Я живу за счет того, что пишу книги, преподаю в университете, а основной мой источник дохода – картины. Я профессиональный художник, делаю этюды во время свой путешествий, по возвращении домой пишу на эти сюжеты картины в мастерской. Однажды подошел на весельной лодке к Австралии, греб уже 150 дней. Устал, прилег отдохнуть, вижу: чистое синее небо, белая дневная луна, над водой парит черный фрегат, высматривая летучую рыбу – та спасается от скоростных дорадо, выпрыгивает из воды и, бедняга, попадает в клюв птицы. Я думаю: картина! Взял альбомчик, карандаш, зарисовал. Потом, когда приехал домой, тут же написал картину. Забавно, что наброски зачастую ценятся даже больше. У меня написано 3 тыс. работ, весной будет выставка в Русском музее. Каждый год коллекционеры из разных стран покупают 2-4 картины – каждая стоит примерно $30 тыс. Этих денег достаточно и мне, и всей моей семье. Больше нам не нужно.

6 | Каждая моя экспедиция готовится очень долго. В 2002 году я прошел через Атлантику, а Тихий океан пересек потом только в 2014-м. Все это время мы изучали течения. Это я должен знать досконально: течение – это как дорога на суше. Прежде чем отправиться через Атлантику на весельной лодке, я 17 раз прошел маршрут на яхте – и с командой, и в одиночку. 17 раз! Зато я очень четко знал течения и был относительно спокоен. Я убежден: всегда к каждому делу нужно хорошо готовиться. Благодаря этому можно показывать высокие результаты в любом возрасте и превосходить молодых соперников. Я, например, в 50 лет на 11 дней обогнал 28-летнего француза Эммануила Каунда при пересечении Атлантики. Все смеялись: куда старику победить крепкого молодого парня! Но за счет знания течений я шел быстрее.  

7 | В экспедициях должна быть жесточайшая дисциплина. Вообще, я считаю, у всех она должна быть, но в больших проектах особенно. Перед 180-дневной экспедицией я, например, рассчитываю: выхожу на весельной лодке из Чили в Австралию. За один гребок я продвигаюсь на три метра, а всего должен преодолеть 17,3 тыс. км. Стало быть, в день мне нужно делать 111 км. Хочу, не хочу – должен. Тогда успею дойти, иначе пассаты сменят свое направление, будут дуть в обратную сторону и все коту под хвост. Я понимаю: в сутки я должен буду грести 15-18 часов, что осталось – на все остальное: еда, сон – по получасу-часу несколько раз, рисование, работа с навигацией и т. д. И никак иначе. 

8 | В экспедиции у меня все четко распланировано. На еду я трачу минимум времени. Не думаю, что бы сегодня приготовить, не лазаю никуда в поисках продуктов. Питаюсь сублимированными продуктами – по технологии их сначала замораживают при высоких температурах в -70 градусов, а потом сразу высушивают в специальных камерах. Так остается все полезное, и продукт получается калорийным. Интересно, что я приносил домой пакетики с такой едой – угощал сына, жену. Реакция была одинаковая: «Ой, как противно!». Это именно из-за повышенной калорийности. Дело в том, что нам, путешественникам, в отличие от тех же космонавтов, нужно в день 6 тыс. калорий (в обычной жизни человеку достаточно 1,5-2 тыс.). Потому что в космосе человек особенно не двигается и его скафандр поддерживает температуру тела постоянной – калории не тратятся. У нас – наоборот. На лодке я достаю пакет с такими продуктами (бывают овощи, говядина, курица, рыба), открываю газовый баллон (одного хватает на полторы недели), кипячу маленький чайник за две минуты, заливаю воду в пакет и жду семь минут. В это время или по телефону разговариваю, или занимаюсь навигацией. Потом все съедаю минуты за две, из посуды у меня только одна ложка – плюс есть запасная. А после могу себе позволить полежать отдохнуть пять минут. И снова на весла.   

9 | Почему-то все думают, что если во время путешествия что-то случится, меня легко спасут. Вовсе нет, не так все просто. Помню, перед одним из своих проектов встречался с президентом Чили, с чиновниками Минобороны. Они честно сказали: «У нас военные корабли старые, не смогут дойти до удаленного сектора, если вы там тонуть вздумаете. Особенно в шторм». Кроме того, работа спасателей – удовольствие не бесплатное. Перед тем как отправиться в путешествие, в полет на воздушном шаре в стратосферу, например, я обязан застраховать свой путь на $2 млн, без этого меня просто не выпустят. Потому что если я потерплю крушение и упаду в океан, за мной отправятся спасатели той страны, в чьем секторе я окажусь. И если кто-то из них погибнет или ногу сломает, страховая компания выставит счет мне. Еще $2 млн. я должен выложить в том случае, если, не дай бог, упаду. Шар гигантский, весит 10 тонн плюс 35 газовых баллонов по 150 кг каждый – рухну на населенный пункт, будет катастрофа, там так рванет! Так что тоже надо страховать. Сам шар стоит около $2 млн., его страхование – по желанию, это забота тех компаний, что финансируют проект. А страхование моей жизни – это уже моя проблема, личное дело нашей семьи.   

10 | Я немного недоволен ХХI-ым веком. Помню, в 1969 году летал на самолетах, это были лайнеры ТУ – вот там было роскошно! Много места между рядами, столики, тканевые салфетки, хорошая посуда, и кормили прилично, а сейчас – бутерброд бросят, и все. И сидишь в кресле весь зажатый, места мало. Все потому, что самолет – это дорого: турбины, топливо, аэродромы. Обнадеживает, что сейчас ученые работают над электросамолетом: там будут не турбины, а электродвигатель.

Скорость такой лайнер сможет развивать в два раза меньшую, чем обычный: 400 км/ч против 800. Зато можно будет сильно удешевить самолет и его обслуживание, и за счет этого сделать его просторным, туалетов больше предусмотреть и т. п. Я бы с легкостью согласился лететь из Москвы, например, в Екатеринбург, не два часа, а четыре – но с комфортом.   

11 | Я не понимаю: как можно жить на Земном шаре и даже на 3% не изучить свой океан?!  Никто до сих пор не погрузился в Марианскую впадину на 11 025 м. Да и вообще, погружений с человеком было всего два: в 1960 году Дон Уолш и Жак Пикар сели на плато на глубине 10 800 м, в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон достиг той же отметки – не смог войти в трещину плато, у его батискафа двигатели отказали. Но туда нужно попасть и взять пробы с двух тектонических плит – это очень важно для ученых, для военных. Мы готовим такое погружение, но тут не все просто. Власти страны решили так: проект должен быть сугубо российским – только отечественные деньги, только наши технологии и материалы. Такое полное импортозамещение. Причем технологии у нас лучшие, чем в других странах, финансирование тоже есть, но вот беда: нет конструктора. Есть один спец в Австралии, который делал батискаф Джеймсу Кэмерону, он бы смог разработать аппарат и для нашего проекта. Но нам надо вырастить своего. Для этого нужно время. И пока мы ждем, нас опередят китайцы. 

12 | Меня очень огорчает, когда я слышу: «А кому это надо?». Этих нехороших слов стало много с конца прошлого века. Если в 1960-х была бешеная динамика: Гагарин полетел в космос, потом и десяти лет не прошло, а человек уже высадился на Луну. Я убежден: был бы жив Сергей Королев, мы бы уже на Марс слетали. А потом началось «Кому это надо?» – апатия, безразличие какое-то у всех. Вот и получается, что мы до сих пор летаем на таких самолетах, что стыдно, ходим с аккумуляторами для смартфонов, которые постоянно садятся, машины все так же загрязняют воздух – больше 100 лет двигателю,  а ничего принципиально нового в массы не запущено. Электромобиль я вот себе не куплю, пока он может проехать максимум 70 км и заправок для него раз-две и обчелся. И я рад, что есть такие ребята как Ричард Бренсон, Стив Фоссет, Илон Маск, которым не все равно и которым надо. Их волнует развитие, они двигают мир вперед. Я таких и ищу – чтобы вместе создавать новое.   

13 | Путешествуйте. Планируйте свои отпуска так, чтобы было максимально интересно. Да, на поездки нужны деньги, а вы заранее наметьте даты и копите. И накопите. Я так же делаю. 


Материал опубликован в газете и на сайте «Деловой квартал – Екатеринбург», написан на основе выступления на брифинге, организованного компанией СКБ Контур. Автор текста: Екатерина Стихина.


перейти к списку