Влюбленные признавались в своих чувствах с помощью варгана

Влюбленные признавались в своих чувствах с помощью варгана

- Аксентий, варган представлен во многих культурах. Почему в России он ассоциируется с севером?

История инструмента обширна. Металлическому дуговому варгану около тысячи лет, более простые разновидности варгана могут быть старше пяти тысяч лет. За это время инструмент широко распространился, одних только названий у варгана, если считать и вышедшие из употребления, около тысячи. Инструмент побывал во многих культурах мира и везде находил свои личные для каждого народа особенности. Однако за историю русского варгана никто основательно не брался. Эта тема малоизучена. Первые варганы были известны еще в древнерусский период с Х века, однако в ХIХ веке инструмент начал уходить и окончательно забылся к началу ХХ века. Это связано с особенностью развития нашей национальной музыки. Вероятно, когда стали популярны гармошки и современные балалайки, варган перешел в разряд второстепенных инструментов. Для сравнения, в Якутии тогда было очень мало инструментов. Хомус (якутский варган – от ред.), по сути, был основным, поэтому в итоге там и сформировалась очень сильная варганная культура. Кроме того, история инструмента тесно связана с традициями шаманизма. Во время игры на бубне чувствуется сильная вибрация вокруг, у варгана то же самое, только она идет внутрь. Поэтому в некоторых культурах эти инструменты используются в шаманских обрядах. К тому же, у народов Сибири много разновидностей инструмента. Какой народ не возьми, у всех есть свои варганы.

- Из Вашего рассказа следует, что варган довольно древний инструмент, и сейчас он снова вошел в моду. Когда и как это произошло?

Как к русскому инструменту интерес к варгану стал возрождаться в семидесятые годы. Этому способствовали раскопки в Великом Новгороде: исследователи пытались восстановить инструмент по археологическим находкам, делали реконструкции. Ближе к восьмидесятым варган зазвучал среди инструментов знаменитого ансамбля Дмитрия Покровского. В двухтысячных, благодаря интернету, ребята, которые интересовались варганом, стали самостоятельно находить друг друга, учиться играть и изготавливать инструменты, с тех пор варганная культура западной России развивается стихийно и довольно активно. Для некоторых это музыкальный инструмент, на котором они буквально играют по нотам, другие исполняют только интуитивную музыку, кто-то пытается работать с трансовыми состояниями при помощи варгана. Якутский хомус в прошлом тоже уходил на второй план, но в данный момент, если говорить про популярность среди населения и уровень государственной поддержки, Якутия - первая среди всех варганных культур мира. Там тысячи и десятки тысяч людей играют на хомусе, проводятся масштабные мероприятия, посвященные этому инструменту. В других регионах варган пока не столь популярен.

- А где проходят основные варганные фестивали?

В Якутии, Башкирии, Норвегии, Венгрии, Австрии, в других странах и регионах. В Москве в прошлом году проходило сразу два фестиваля. В России пока все продвигается неплохо, если так продолжится и дальше, инструмент будет становиться популярнее, но говорить о каких-то конкретных результатах можно будет не раньше, чем через десять лет, когда наша варганная культура обретет более четкие очертания. В Якутии и Башкирии, как я уже говорил, довольно сильная государственная поддержка, в Республике Саха даже вице-президент играет на хомусе. На западе России такой поддержки нет, все делается на голом энтузиазме за редкими исключениями. В Европе пятьдесят на пятьдесят: там работают энтузиасты, но государственная поддержка непопулярной музыки гораздо мощнее, чем в России. Заграницей человек может зарабатывать на жизнь проведением концертов. Насколько я успел заметить, для некоторых серьезных российских исполнителей основной источник доходов также являются гастроли за пределами России.

- Чем русский и якутский варганы отличаются, скажем, от норвежского? И какие появились раньше, наши или европейские?

Якутский хомус – это, прежде всего, особая, эталонная для народа саха, форма инструмента и традиции игры. В Норвегии также существует стиль, который заметно отличается от других, свои особенности изготовления мунхарпы. Традиция игры на русском варгане не сохранились, тема требует тщательного изучения и реконструкции. Но если говорить о той культуре, которая есть сейчас, то наши исполнители больше импровизируют, ищут личные подходы к музыке. Что касается появления варганов, то на Урале пластинчатые варганы, в том числе из бронзовых сплавов, встречались уже в первом тысячелетии. Вполне возможно, что инструменты попали в Европу вовремя миграции венгров. Первые дуговые варганы в Евразии появляются как раз по маршрутy миграции мадьяров, так что исторически данные инструменты могли прийти оттуда, а потом, окончательно эволюционировавший из пластинчатых в дуговые, отправились обратно. Для некоторых народов Азии варган заново открыли европейцы и русские торговцы.

- Существуют ли ноты для варганистов?

Есть стили игры, в которых управление тембром звука и обертонами приводится в соответствие с привычными всем нотами. В этом случае обертоны могут соответствовать определенным нотам, и за счет этого можно играть узнаваемые мелодии. Есть и другие подходы. В Австрии, например, исполняют классическую музыку, используя наборы варганов на разные ноты хроматического звукоряда и меняя инструменты во время игры. Но использовать несколько инструментов не обязательно: в Киргизии и Норвегии развиты стили мелодичной игры по нотам на одном инструменте. Но в некоторых школах используются совсем иные принципы, например, звукоподражание, когда при помощи звучания инструмента пытаются передать звуки природы. Хотя многие подобные техники возникли относительно недавно. Это, скорее, современный, эффектный способ игры, метод вывести инструмент на эстраду и удивить публику. Некоторые выдвигают на первый план ритмический аспект. Играют сложный ритм, а уже поверх добавляют какую-то свою импровизационную мелодию. Исполнительских подходов очень много. Лично мне ближе всего импровизационная музыка и развитие авторских стилей, не опирающихся на традиционные способы игры. Но говорить о том, какая манера стала первой и как играли тысячи лет назад очень сложно. Например, в Папуа-Новой Гвинее существует самый интересный вариант архаичного предваргана - жук. Про ритмы в качестве основы там совсем речь не шла. Насекомое привязывали к пальмовому листу и подносили к приоткрытому рту. Когда жук жужжал, возникала звуковая волна, и исполнитель, изменяя объем полости рта, мог извлечь какую-то мелодию. В принципе, такой «музыкальный инструмент» мог быть изобретен десятки тысяч лет назад.

- Говорят, посредством варгана можно передать слова. Как и зачем?

Это элементарный принцип, поскольку у нас все звукоизвлечение связано с речевым аппаратом, и можно без участия голосовых связок артикулировать буквы, слоги и слова. Инструмент в этом случае будет играть роль внешних голосовых связок. Некоторые фонемы можно произносить через варган, некоторые нет, например «п», здесь необходимо смыкать губы, и нужного звука уже не получится. Можно передавать через музыку и эмоциональные состояния. В некоторых регионах существуют предания или сказки о том, как с помощью варгана привлекали друг к другу внимание влюбленные, когда стеснялись признаться в своих чувствах. Это не всегда вымысел. Так, варган когда-то попал в список запрещенных инструментов в Австрии: юноши слишком часто ухаживали за девушками, используя варганную музыку. Есть и совсем экзотические способы общения через варган. Существует миф, что на Сицилии варган использовала мафия, чтобы передавать свои сообщения. Но в большинстве случаев такие истории являются лишь способом привлечь внимание к инструменту.

- Вы пробовали самостоятельно изготавливать варганы?

Нет, сувенирный варган очень легко сделать, хоть из линейки, но изготовление качественного инструмента требует определенного навыка. Варганы, изготовленные по разным технологиям, могут хуже или лучше подходить под конкретную задачу, под разные стили игры. Иногда нужно, чтобы очень чисто звучали обертоны, как раз чтобы играть по нотам, в этом случае есть своя специфика изготовления язычков. А иногда это не так важно. Если нужен просто сильный и громкий звук, варган изготавливают абсолютно по-другому. С деревянными варганами, конечно, все проще. В Башкирии известно предание о старом способе изготовления деревянного варгана из щепки клена, в который ударила молния. Из такой щепки или ветки легче извлекать звук, если она достаточно просушена, то можно даже не вырезать язычок. В некоторых культурах до сих пор остались сведения о таких элементарных варганах. Например, ыяш-хомус (варган-ветка) в Туве. С производством инструментов из других материалов сложнее. На севере России были и до сих пор остаются костяные пластинчатые варганы. В некоторых регионах мастера по специальным технологиям вываривают оленьи кости и изготавливают их них инструменты.

- Каких вложений может потребовать инструмент от начинающего варганиста, материальных и нематериальных?

Деревянный варган чувствителен к влаге: дерево может разбухнуть, и инструмент перестанет играть. Металлические соответственно ржавеют, поэтому их нужно протирать после каждой игры. Также это достаточно хрупкий инструмент, можно сломать язычок, поэтому хранить его лучше в специальном футляре. Что касается материальных затрат, в мастерских, где производство поставлено на поток, варган можно купить и за двести рублей. Пригодные для игры - стоят триста-четыреста рублей. Если говорить о штучном, полностью ручном производстве, цены могут варьироваться от двух до десяти тысяч рублей, в исключительных случаях встречаются инструменты за двадцать и дороже.

- А сколько у Вас инструментов? И можно ли дать концерт, используя только один варган?

У меня их было больше ста, но после того, как я подарил часть друзьям, а оставшиеся передал в фонд Музея Хомуса в Якутии, осталось 25 инструментов. Что касается концерта, сыграть можно и на одном варгане, но даже если исполнять очень разные мелодии, слушатель, особенно неподготовленный, утомится. Как и для самого исполнителя. У каждого инструмента свой звук, бывает очень высокий или низкий, свои характерные призвуки, - играть интересней на разных. Хотя однажды я проиграл на варгане в общей сложности восемнадцать часов. Сейчас снова планирую организовать концерт, но только минут на сорок (смеется), так что приходите.


перейти к списку