12:18, 02 мая 2012

Освоение ресурсов Арктики: новые альянсы и экологические риски (Мониторинг федеральных СМИ: 23-29 апреля 2012 года)

«Роснефть» расширяет круг стратегических партнеров для разработки шельфовых проектов в Арктике: к американской компании ExxonMobil добавился итальянский концерн Eni. Готовность участвовать в проектах «Роснефти» демонстрирует «Лукойл», однако перспективы подписания соглашения между двумя российскими компаниями пока носят неочевидный характер, что связано с историей их взаимоотношений и недостаточной привлекательностью условий для обеих сторон. При этом авария на месторождении Требса, которая привела к разливу нефти, стала очередным поводом для требований экологов отказаться от разработки шельфовых проектов в Арктике.

На минувшей неделе внимание федеральных СМИ привлекли следующие события:




  • подписание соглашения между «Роснефтью» и итальянской компанией Eni о совместном освоении шельфовых проектов в Арктике и Черном море;



  • заявление В.Алекперова о согласии на участие в шельфовых проектах «Роснефти» в обмен на сотрудничество в зарубежных проектах «Лукойла»;



  • авария на месторождении Требса в Ненецком автономном округе, приведшая к разливу нескольких тысяч кубометров нефти.

Решение правительства России предоставить льготный налоговый режим для новых проектов на арктическом шельфе резко повысило интерес западных инвесторов к участию в разработке месторождений в Северном Ледовитом океане. Создание льготного налогового режима и политика привлечения крупных западных компаний является инструментом для сохранения за Россией статуса энергетической сверхдержавы. Так, в интервью The Wall Street Journal куратор российского ТЭК первый вице-премьер И.Сечин заявил, что Россия в одиночку справиться с освоением Арктики не сможет, а без этого в условиях сокращения запасов нефти в уже разработанных месторождениях сохранить глобальное лидерство в энергетической сфере будет очень сложно. При этом государство дает понять, что освоение Арктики будет проходить под ее контролем, а потому операторами этого процесса останутся госкомпании «Роснефть» и «Газпром», и о самостоятельном допуске частных российской компаний пока речи не идет, то есть, победила  концепция разработки шельфа, предлагаемая И.Сечиным и Минэнерго. В ее рамках на минувшей неделе было подписано соглашение «Роснефти» с итальянским концерном Eni, который является давним партнером «Газпрома» - этот момент, по мнению аналитиков, был решающим при формировании альянса.




  • Правительству России просто необходимы иностранные инвестиции, чтобы защитить статус энергетической сверхдержавы. Потому что самой ей не освоить пока нетронутые месторождения в Арктике и Черном море. Именно здесь к 2030 году будет добываться до 40% российской нефти, объяснил курирующий топливно-энергетический комплекс вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин газете The Wall Street Journal (http://news.argumenti.ru/economics/2012/04/172456">«Россия хочет стать сверхдержавой за счет западных инвестиций», Аргументы.ру, 22.04.2012).



  • Госкомпания «Роснефть» договорилась о совместной разработке месторождений на шельфе в Черном и Баренцевом морях с итальянской Eni. Взамен госкомпания получит доступ к международным проектам партнера. Сделка во многом повторяет соглашение с американской ExxonMobil. Российская госкомпания с полным основанием теперь может претендовать на звание глобального игрока (http://mn.ru/business_oilgas/20120426/316546369.html">«Всем сестрам по шельфу», Московские новости, 26.04.2012).



  • История работы Eni в России является достаточно длительной, чтобы считать эту компанию одним из самых привычных иностранных партнеров для российских структур. Как известно, первым международным морским газопроводным проектом РФ стал «Голубой поток», который соединил российский и турецкий берега Черного моря. «Газпром» строил трубопровод вместе с Eni, и в итоге компании стали паритетными совладельцами этого инфраструктурного объекта. <..> Таким образом, Россия пытается привлечь иностранные компании, владеющие всеми необходимыми технологиями добычи, на дно своих морей. Не секрет, что запасы нефти на суше в России практически не растут и соотношение между добычей и резервами является тревожным. Дно же, в особенности арктическое, может стать поистине золотым. Никто толком не знает, сколько богатств содержит этот «последний резерв» России, но порядок - это как минимум миллиарды тонн (http://www.lenta.ru/articles/2012/04/26/eni/">«Старый друг», Lenta.ru, 26.04.2012).

Окончательный выбор в пользу госкомпаний как основных операторов разработки шельфа снял публичную дискуссию по вопросу о доступе частных компаний к месторождениям Арктики (по крайней мере, на время) и сделал более сговорчивым «Лукойл», который выразил готовность к участию в арктических проектах «Роснефти». Однако пока нет уверенности в том, что соглашение между двумя российскими компаниями состоится. С одной стороны, «Роснефть» демонстрирует обиду на то, что ранее «Лукойл» отклонял все предложения о сотрудничестве, а теперь «поезд ушел» и после предоставления налоговых льгот у госкомпании нет отбоя от желающих поучаствовать в ее проектах. Тем более, что  «Лукойл» не может дать «Роснефти» технологии работы на сложных шельфовых месторождения в Арктике, а предлагаемые в обмен зарубежные проекты, кроме иранских, не слишком интересуют госкомпанию. С другой стороны, «Лукойл» дает понять, что предлагаемые «Роснефтью» условия сотрудничества носят слишком жесткий характер, и от госкомпании ждут уступок. При этом, не исключено, что позиция «Лукойла» это жест  вежливости, не предполагающий заключения соглашения, так как В.Алекперову в сложившейся ситуации было бы трудно просто отказать «Роснефти».




  • Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз», считает, что обмен письмами российских ВИНК — во многом дань вежливости к главе правительства, который поручил рассмотреть этот вопрос. «Действительно, заявление больше похоже на формальность, — говорит он. — Дело в том, что условия, предложенные российским ВИНК, по некоторым данным, ощутимо жестче, чем для иностранцев. Возможно, именно поэтому в заявлении главы «Лукойла» говорится о готовности к совместной работе в проекте на условиях, предложенных иностранцам. Если «Роснефть» предложит именно такие условия, думаю, участие в освоении шельфа будет решаемым вопросом как для «Лукойла», так и для «Башнефти»». Сотрудничество с российскими частными компаниями, на взгляд аналитика, менее интересно для «Роснефти», нежели с иностранными — как с точки зрения технологий, так и контроля над проектами (http://expert.ru/2012/04/28/aktivnyij-obmen/">«Активный обмен», Эксперт, 28.04.2012).


На минувшей неделе в СМИ появилась информация, согласно которой затягивание принятия инвестиционного решения по Штокману связано с тем, что его участники намерены изменить концепцию проекта, а именно, отказаться от трубопроводного газа в пользу сжиженного газа. Лоббистами этой концепции являются иностранные участники проекта французская Total  и норвежская Statoil, а состоявшееся в начале апреля увольнение гендиректора «Газпром добыча шельф» А.Манделя, который защищал альтернативный вариант переработки добываемого газа, свидетельствовало о том, что правительство пошло на встречу западным инвесторам. Но изменение концепции проекта, о котором официально будет объявлено в конце июня, означает, что инвестиционное решение по Штокману будет отложено еще на один год, а значит произойдет и очередной перенос сроков запуска работ на месторождении. Между тем, российское правительство дает «зеленый свет» проектам госкомпаний на арктическом  шельфе – на минувшей неделе была согласована льготная таможенная ставка для добываемой нефти с Приразломного месторождения, освоением которого занимается «Газпром нефть шельф».




  • Стало понятно, почему акционеры Штокмановского проекта не спешат с принятием инвестрешения. Иностранные партнеры «Газпрома» хотят полностью изменить конфигурацию проекта, отказавшись от трубопроводного газа в пользу СПГ. Такое решение будет выгодно для концерна, по­скольку исключит возможность конкуренции с собственным трубо­проводным газом монополии, считают эксперты. <…> Следовательно, и сроки начала добычи на месторождении будут отложены. «После этого (нового проекта, представленного в июне) может пройти около года, а может быть, и больше до того, как инвестрешение может быть принято. Ведь нужно время на новые тендеры, поиск новых подрядчиков»,  сказал источник (цитата по Reuters). <…> Одно из вероятных изменений в конфигурации проекта  отказ от трубопроводного газа в пользу СПГ, который продвигают ино­странные партнеры по проекту  норвежская Statoil и французская Total (им принадлежит 24 и 25% в проекте соответ­ственно, 51% у «Газпрома»). (http://www.rbcdaily.ru/2012/04/24/tek/562949983653576">«Газпром» избавится от конкуренции с самим собой», РБК daily, 24.04.2012).



  • Правительство согласовало льготную ставку для нефти с Приразломного месторождения в размере 45% от применяемых таможенных вывозных ставок на сырую нефть. Об этом говорится в материалах по итогам заседания подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле под председательством первого зампреда правительства РФ Виктора Зубкова. Кроме того, согласованы льготные размеры ставок вывозных таможенных пошлин на сверхвязкую нефть в размере 10% от экспортной пошлины на нефть (http://top.rbc.ru/economics/25/04/2012/648157.shtml">«В правительстве согласовали льготы по Приразломному месторождению», Росбизнесконсалтинг, 25.04.2012).

Намерение российского правительства в кратчайшие сроки приступить к нефтегазовому освоению Арктики вызывает сопротивление экологических организаций. Авария на месторождении Требса в Ненецком автономном округе не имеет прямого отношения к угрозам  работы на арктическом шельфе, однако она используется как аргумент для доказательства гибельных последствий для природной среды Арктики добычи нефти в этом регионе. Наибольшую активность в данном контексте проявлял «Greenpeace», активисты которого выступили с резкой критикой правительственной политики освоения Севера, обвинив руководство страны в попустительском отношении к политике нефтяных компаний, экономящих на экологической безопасности своего производства. Более лояльный Всемирный Фонд дикой природы присоединился к протестам чуть позже, но и его позиция носила жесткий характер – работы по добычи нефти на шельфовых проектах, в частности, на Приразломном месторождении, нужно приостановить. Кроме того, на минувшей неделе, ученые призвали страны Арктического совета (США, Канада, Россия, Норвегия) ввести мораторий на вылов рыбы в акватории Северного Ледовитого океана, которая ведется хищническими методами, из-за чего возникла угроза исчезновения арктической трески. Однако пока в публичном пространстве никакой реакции со стороны правительства на требования экологов и ученых не последовало, а та же «Газпром нефть шельф» утверждает, что на Приразломном месторождении приняты все меры для того, чтобы не допустить разлива нефти.




  • В связи с аварией на месторождении Требса WWF призвал приостановить работы на Приразломном месторождении в Печорском море, где «дочка» «Газпрома» «Газпром нефть шельф» собирается начать бурение нефтяных скважин к концу года. «Эта авария еще раз убедительно показывает, что риски загрязнения в связи с нефтегазовой экспансией в Арктику не миф, а реальность, - говорится в сообщении фонда. - Но если на суше есть хоть какая-то готовность и технологии ликвидации аварийных ситуаций, существует нормативно-правовая база, то на море все намного хуже». Представитель «Газпрома» утверждает, что в Приразломном проекте предусмотрены все меры, необходимые для защиты арктического шельфа от разливов нефти, - их практически полностью исключают конструктивные особенности платформы, а также будут созданы морской и береговой комплексы ликвидации аварий, оснащенные современным оборудованием (http://www.vedomosti.ru/companies/news/1673954/shtraf_za_fontan">«Штраф за фонтан», Ведомости, 24.04.2012).



  • По его (руководителя энергетического отдела Greenpeace Россия Владимиря Чупрова — прим. ред.) словам, авария может грозить тем, что несколько тысяч кубометров нефти частично выйдут за пределы площадки, и с паводком попадут в ручьи и далее в Северный Ледовитый океан. Он подчеркнул, что это станет дополнительным источником. «То, что говорят власти, - это типичная реакция, чтобы снизить масштабы любой аварии, катастрофы, снять с себя часть ответственности и успокоить население, что все аналогичные проекты в принципе безопасны. Особенно такие политизированные, как освоение Арктики и перспективы освоения шельфа. Сегодня это личный план Путина, и, естественно, региональные власти пытаются сделать все, чтобы минимизировать пятна на мундире, в прямом и переносном смысле, которые этот план так или иначе портят», - добавил он (http://www.mk.ru/social/news/2012/04/23/696432-greenpeace-preduprezhdaet-o-vozmozhnoy-ekokatastrofe-posle-avarii-v-nenetskom-ao.html">«Greenpeace предупреждает о возможной экокатастрофе после аварии в Ненецком АО», Московский комсомолец, 23.04.2012).



  • Таяние льдов, достигшее рекордных показателей прошлым летом, разожгло аппетиты не только газо- и нефтедобывающих, но и рыболовецких компаний, привлеченных перспективой девственных природных ресурсов и отсутствия международного регулирования в Арктике. Это-то и беспокоит ученых: «Научное сообщество на данный момент не располагает достаточными биологическими данными, чтобы оценить присутствие, изобилие, структуру, передвижения и состояние рыбных запасов и их роль в расширенной экосистеме Северного Ледовитого океана», - цитирует издание письмо ученых. В связи с этим авторы обращения призывают ввести мораторий на коммерческое рыболовство в регионе до тех пор, пока не будет проанализировано воздействие вылова рыбы на местную экосистему и население, чье существование зависит от этих ресурсов (http://www.inopressa.ru/article/25Apr2012/lemonde/Arctique.html">«Надо ли запрещать промышленное рыболовство в Арктике?», Inopressa.ru, 25.04.2012).

Фото: Thinkstock/Fotobank.ru

Похожие новости:

перейти к списку новостей

Отправьте нам новость